dima жэ (dimaze) wrote in raw_vision,
dima жэ
dimaze
raw_vision

Categories:

raw-vision (редакционная ревизия)

Bolniza_s.Prijutnoe_foto A.Sorin_S

Хотелось бы немного расшевелить тему упадка активности в сообществе.
Вроде бы всему виной опять времена и массовый исход юзерских
масс в обетованный фэйсбук. И бегство контента вослед. Но и ФБ не
блещет современностью. Может быть пришло время букв и твёрдой пищи,
вплоть до собирания камней? Есть, например, разные тексты, появляются
новые. Давайте сориентиентируемся, определим, где-же восток, где ждать
появления дежурного освещения. Так в самом деле - что мы имеем в виду
под "raw vision" вообще и в частности?

Ведущий журнал отрасли, название которого оказалось сдублированным комьюнити «raw_vision», очерчивал во второй половине 80-х объект своего внимания так: «creative expression that exist outside accepted cultural
norms, or the realm of 'fine art'", и дополняет: "creators would not
consider themselves artists, nor would they even feel that they were
producing art at all.» Примерный перевод мой: «Творческое самовыражение,
существующее за пределами общепринятых культурных норм или сферы
'изящных искусств' как таковой» и «творцы которого не считают себя
художниками или даже вообще не подозревают, что производят объекты
искусства». Надо сказать, что основатели журнала таким образом
намеревались охватить весьма обширный пласт авторов, включив в него
и наивных художников, и искусство этнических меньшинств, и разного
рода маргиналов, фриков, чудаков, визионеров, ну и наконец
изобразительную деятельность психопатов («наше всё»).

Сегодня, 30 лет спустя, такая интерпретация outsider-art'а перестала
быть адекватной. Культурные «нормы» оказались расширены до беспредела,
а понятие "искусство" стараниями постпостпостмодернистской мысли
окончательно денатурировалось в кисель. То, что ещё не так давно
считалось девиантным и симптоматичным, сегодня поспешно
инструментализируется арт-сообществом, которое захлестнула мода на
субъективизированную маргинальность, психотичность, сюжетную
разъятость, романтизированую асоциальность, аутистичность и т.п.
В результате достигаемый профессионалами внешний эффект иногда
очень напоминает психопатический образец, но суетливая имитация формы
выхолащивает её предельно специфичное содержание. На месте хронических
и безуспешных попыток достичь мира с Другим, партизанской интриги
и Великого восстания предстаёт банальная имитация галлюциноза,
высосаного из нежного пальчика. Симуляция вместо диссимуляции. Старая
проблема оригинала и подделки.

Фокус этого комьюнити настроен на достаточно специфичную волну. Она
сильно отличается, содержательно, от «наива», формально - от «классики»,
по-интенции - от «модерна». Это весьма трудно озвучить, и я надеюсь на
ваше милосердие, но сам «vision» сообщества стремится быть более «raw»,
более сырым и ненормативным, парадоксальным, сочетающим индивидуальность
и архетипичность, подлинность и бредовость, ясность и галлюциноз,
науку и магию, гармонию и травму. Как критическая масса внутренних
противоречий находит выход в цельной пластической деятельности? Как связаны
повествовательные структуры и характер образного выражения? Многое могут
помочь понять биографические справки, медицинские заключения, фотографии
- с точки зрения анамнеза, но не диагноза. Т.е. наш сектор, являясь
пересечением болезни и творчества, представляет особо ценное вещество для
анализа антропологических оснований искусства. Стоит принять во внимание
точку зрения современных нейролингвистов: «Шизофрения - это плата разумного
человека как биологического вида за обретение им конвенционального языка»
(Tim Crow) и «тем самым, за обретение культуры» (Вадим Руднев). Поэтому
вопрос базовых критериев остаётся первостепенно важным.

Вторая проблема - ограниченность материала. Залежи психопатического
экспрессионизма, как и запасы нефти, ограничены в пределах преимущественно
первой половины ХХ-го века с плюсом. Как и история модернизма.

Mad Museum_S

Вкратце дело было примерно так.
Мода на безумие началась с сюрреалистов. Завезённая в 1922 году Максом
Эрнстом во Францию монография «Bildnerei der Geisteskranken» Ганса Принцхорна
стала их официальной Библией. Круги от появления этой книги разошлись
достаточно широко.

Natterer&Ernst
Naterer / Ernst

Mueller&Debuffe
Debufee / Müller

Её влияние сказалось на формировании параноидально-
критического метода Дали ("моё единственное отличие от сумасшедшего -
это то, что я не сумасшедший"), практике автоматического рисования Андре
Массона, «антиживописи» Хуана Миро. Андре Бретон объявил клиническое
безумие главным источником вдохновения для движения авангарда. Был
задет сам П.Пикассо, и что малоизвестно, именно сюрреалистический период
в его творчестве оказал прямое влияние на складывающийся стиль Фрэнсиса
Бэкона. В 30-е началось паломничество художников в психиатрические
клиники. Примерно тогда же книга Принцхорна попалась в руки будущему
популяризатору сабжа Жану Дебюффе, основавшему позднее «Art-Brut»-
музей в Лозанне. К этому периоду относятся биографии титанов жанра:
Адольфа Вёльфли, Хайнриха Антона Мюллер, Карла Ланге, Августа Наттэрер,
Алоизы, Карла Бренделя, Августина Лесажа, Мишеля Надара и многих других.

Период золотого века закончился с приходом к власти в Германии
художника-неудачника Адольфа Гитлера, использовавшего собрание Принцхорна
в пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство» и подвергшего
эвтаназии около 70 000 пациентов психиатрических клиник, в том числе
ряд участников исторической монографии. Помимо нацистской «медицины»
следует упомянуть и появление в 30-х годах в психиатрии таких методов
лечения, как электросудорожная терапия, инсулиновый шок и лоботомия,
серъёзно отразившихся на качественном уровне творческой активности
стационарных больных.

Война, как массовый психоз мирового значения, унесла и изуродовала
миллионы жизней, и какое-то время интерес общества к приватному
галлюцинированию утратил актуальность. Но, постепенно, из андерграунда
начали появляться новые имена (Фридрих-Зонненштерн, Шультхайс). Хотя в
целом мировой центр послевоенного искусства и сопутствующей коммерции
переместился в Штаты. Городская субкультура Америки не подверглась
тотальному слому и тихо продолжала поставлять интересных персонажей,
таких как Генри Даргер, Брюнченхайн, Мортон Бартлетт, Мартин Рамирес.

untitled(H-bomb)1954_72

Но с изобретением в 1952 году хлорпромазина резко сократилось
количество пожизненно галлюцинирующих в психиатрических учреждениях
пациентов. Психотерапевты нового поколения, писатели-битники и
радикальные философы подводили под конфликт творческой
личности и общества новую теоретическую базу, переосмысляя
краеугольные понятия нормы и патологии. Благодаря студенческому
движению в Европе набирала обороты неолиберальная революция 60-х.
Вышедшие из под контроля спецслужб психоделики сделали
экспериментальные психозы орудием труда маргиналов, а затем стали
системным атрибутом хиппизма. «Расширение сознания» приобрело
необратимый характер и для общества в целом, и для отдельных
индивидуумов в частности, поставляя психиатрии новых подопечных,
а контркультуре - новых героев для подражания. На пике противостояния
человека и больницы произошло нечто принципиальное, и в то же время
роковое для оутсайдер-арта как явления - деинституционализация
психиатрии
на Западе.

В итоге освобождённый шизорадикал стал, помимо всего прочего,
непосредственным игроком артбизнеса, разделив с добровольными
участниками последнего все бонусы и невзгоды профессии.
Слияние оказалось внешне плодотворным. Весь спектр выразительных
средств безумия давно адаптирован и современным (актуальным и
каким хотите ещё) искусством, а ныне и дизайном, рекламой и
массовой культурой в самом широком смысле. В итоге глобальная
экспансия арт-рынка создала для искусства оутсайдеров свою
коммерческую нишу (напр. «Outsider Art Fair» в Нью-Йорке). Но выиграло от этого
только «наивное» крыло. Экзистенциальный статус психически
больного не позволяет человеку самостоятельно воспользоваться
результатами своего труда. Да и купированое нейролептиками
творчество нынешних «сумасшедших» уже не дотягивает по-энергетике
до высот и бездн «Золотого века» классического безумия. Разве что
остались ещё где-то скрыто творящие и неохваченные интернетом
подпольщики, продолжаюшие спасать Вселенную, скрываясь от
собственного всевидящего Я в галлюцинаторных лабиринтах бреда.

Уверен, они есть среди нас, и если Ваш сосед редко появляется
на улице или тащит домой странные вещи - приглядитесь к нему получше.

Ещё одна цитата в заключение: «...художественный мир всегда был миром
интровертов... Но сильно интровертный тип потерпел сегодня поражение.
Быть интровертом некрасиво. Считается, что это род сумасшествия.
Такой человек представляет собой опасное и публично безобразное
зрелище. До сих пор вся история культуры делалась интровертами,
но на смену им пришли другие существа, которые говорят, что ко
всему надо относиться с точки зрения внешнего существования»
(из интервью Ильи Кабакова Openspace).

специально для raw_vision (cc) dimaze

Цитаты по:
В. Руднев «Словарь безумия» М. 2005
http://en.wikipedia.org/wiki/Raw_Vision

Прилагаемая подборка иллюстраций призвана выявить некоторые параллели :)

Jacob Mohr - Proofs (1910)_72
Jacob Mohr - Proofs (1910

Edaward Kienholz - The Birthday (1964)
Edaward Kienholz - The Birthday (1964)

Lonnie Holley - Little top to the big top (1993)
Lonnie Holley - Little top to the big top (1993)

Morton Barlett - Seated Boy and Boy with Fshing Rod (c.1950)
Morton Barlett - Seated Boy and Boy with Fshing Rod (c.1950)
Tags: about
Subscribe

  • Валерий Скрипченков

    Валерий Скипченков очень плодовитый художник, настоящий Гакеродзин, и завсегдатай краснодарских вернисажей. Интервью с Валерием:…

  • Российский ответ мастерам западной ар-брют архитектуры.

    храм Александра Маркеловича Ладогина Занимательная статья Ивана Козлова "Алюминиевый храм на краю болота" на сайте snob.ru с большим количеством…

  • (no subject)

    Художники без имени "Критик АННА МАТВЕЕВА рассуждает об искусстве аутсайдеров, о непрофессионалах и о том, имеет ли куратор право вовлекать невинных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Валерий Скрипченков

    Валерий Скипченков очень плодовитый художник, настоящий Гакеродзин, и завсегдатай краснодарских вернисажей. Интервью с Валерием:…

  • Российский ответ мастерам западной ар-брют архитектуры.

    храм Александра Маркеловича Ладогина Занимательная статья Ивана Козлова "Алюминиевый храм на краю болота" на сайте snob.ru с большим количеством…

  • (no subject)

    Художники без имени "Критик АННА МАТВЕЕВА рассуждает об искусстве аутсайдеров, о непрофессионалах и о том, имеет ли куратор право вовлекать невинных…